О серии FSAE


Формула SAE
, более известная в Европе как Формула Студент – это студенческие инженерные соревнования, изначально организованные Сообществом Автомобильных Инженеров (Society of Automotive Engineers, SAE) и входящие в Серию Студенческих Инженерных соревнований (Collegiate Design Series) SAE. По замыслу соревнований команда студентов университета является инженерной компанией, которая должна разработать, построить, испытать прототип автомобиля формульного класса для рынка непрофессиональных гоночных автомобилей. Испытанием для команд является сама постройка болида, который сможет успешно пройти все дисциплины на соревнованиях. При этом команда должна предоставить всю конструкторскую документацию на проект и доказать что применяемые технические решения являются оптимальными. Так же они должны помнить, что в итоге они должны “продать” свой автомобиль, поэтому необходимо учитывать и экономическую целесообразность применяемых решений, а в дополнение разработать и бизнес-план на мелкосерийное производство своих автомобилей.

Началось все в США в 1978-ом году, когда Марк Маршек, представляя Университет Хьюстона (Техас), связался с Департаментом Образования SAE и предложил организовать серию студенческих соревнований класс Мини-Баха. Идея пришла к нему после того как коллективы из трех различных университетов Техаса просто для развлечения устроили соревнования на переделанных в багги газонокосилках. Предложение Маршека нашло много единомышленников и в итоге на следующий год уже прошли первые официальные соревнования. Тогда соревнования назвали Мини-Инди. Увидев большой потенциал соревнований, Майк БестРоберт Эдвардс и Джон Теллкамп, студенты Техасского Университета в Остине, предложили доктору Рону Мэтьюсу организовать аналогичные соревнования, но с более свободным регламентом. Они хотели поднять автомобили в новой серии на более высокий инженерный уровень. Серия Мини-Баха позволяла работать студентам только над шасси автомобиля, поскольку по регламенту для уравнивания условий команды должны использовать стандартный двигатель, в то время как многим хотелось заняться как раз двигателем. В новом регламенте они свели требования к двигателю на минимум – по сути, необходима была только ограничительная шайба (рестриктор) диаметром 25,4 мм на впуске (сейчас размер рестриктора снижен до 20 мм для бензиновых двигателей). При поддержке своих студентов доктор Мэтьюс направил предложение в Департамент Образования SAE и тем самым дал начало проекту Формула SAE. Первые соревнования прошли при поддержке SAE в 1981-ом году в Техасском Университете в Остине. На них зарегистрировалось 6 команд и приняло участие 40 студентов. С тех пор и по сей день SAE является главным организатором и ежегодно выпускает Основной Регламент соревнований.

С точки зрения развития проекта в мира интересна не сама история. А масштабы движения. Проект развивался лавинообразно. Сейчас (по состоянию на 2013 год) официальная серия проекта включает в себя 8 этапов для автомобилей с ДВС. Про автомобили с силовыми установками другого типа чуть позже. Итак, этапы:

1. Formula SAE

Соревнование-прародитель всей серии. В первые прошло в 1981, организатор: SAE. В первых соревнованиях участвовало 6 команд и всего 40 студентов-участников. Соревнования прошли на территории Университета Техаса в Остине. Соревнования вроде бы небольшие, но важный факт: на соревнованиях в качестве судьи конструкции присутствовал Джим Холл!


Джим Холл, родился 23 июля 1935 года в Техасе.

Гонщик Формулы 1, гоночный конструктор, один из основателей Chaparral Cars. Он один из первых инженеров, кто стал в серьез заниматься аэродинамикой. Первый автомобиль с граунд-эффектом - его творение.
 
PS. Надеюсь все поняли что это Chaparral 2J, а не болид Formula SAE?
 

 

Сейчас, на соревнования Formula SAE 2012 зарегистрировалось 120 команд, из них 106 приехали с готовыми автомобилями. Всего на мероприятии было 1950 студентов. Соревнования уже давно проводятся на трассе Michigan International Speedway.

О данный соревнованиях даже была выпущена книга, с кратким описанием каждого этапа за все прошедшие годы.

Долгое время Главным Судьей конструкции оставался Кэрролл Смит. Он же и привлек в проект FSAE множество других выдающихся личностей и инженеров из мира больших гонок и высочайших достижений.


Кэрролл Смит, Carroll Smith, 1932 – 2003

Один из самых известный американских гоночных конструкторов. Начинал карьеру автогонщиков с помощью Джона Купера (John Cooper). Впоследствии работал с Кэрроллом Шелби (Carroll Shelby), подготавливал автомобили Ford GT40 к легендарным соревнованиям Le-Man, которые они и выигрывали с 1966 по 1969 года включительно. В 1969 году он сконструировал чемпионский болид F5000 Тони Адамовича (Tony Adamowicz). Позднее его автомобили выигрывали множество гонок кузовного чемпионата Австралии и различные гонки на выносливость. Он консультировал команду Ferrari F-1 по вопросам надежности и выносливости деталей и узлов в 90-е года. Его серия книг “… to Win” до сих пор является библией многих гоночных инженеров, пилотов и конструкторов.


 

2. Formula SAE Lincoln

Впервые данное соревнование прошло в 2006 году. Был промежуток с 2008 по 2009 года, когда соревнование проходило в Виргинии, на трассе Virginia International Raceway, а в 2010 и 2011 в Калифорнии. Но сейчас второй Североамериканский этап опять вернулось в Линкольн. На него приехало 66 команд (из 88 зарегистрированный) и 972 участника. Соревнования проходит на аэродроме Lincoln Airpark. Параллельно с автомобилями с ДВС, на данном этапе будут присутствовать электромобили класса Formula SAE Electric.

3. Formula SAE Australasia

Впервые соревнования в Австралии прошли в 2000 году. Стоит отметить что как бы Австралия не была далеко, некоторые команды представители этой страны постоянно находятся в 10-ке сильнейших команд в мировом рейтинге и участвуют со своими автомобилями на соревнованиях по всему свету (сами понимаете сколько сил и средств стоит транспортировка автомобиля оттуда...). На сам же этап собирается обычно около 20-30 команд.

4. Formula SAE Brazil

Да, и в жаркой Бразилии проводится соревнование Formula SAE с 2004 года. И тоже включено в официальную серию.

5. Formula SAE Italy

Этап проводится с 2005 года при поддержке местной автомобильной федерации - ATA. Приезжают участвовать туда до 60 команд. Проводится на трассе Varano Circuit.

На соревновании принимают участие и электромобили.

Formula Student Italy

6. Formula Student

Вот он, один из крупнейших и сложнейших этапов: Formula Student. Проводится с 1998-ого года при поддержке Imech (ну и понятное дело - SAE). Такое название, которое потом и прижилось в Европе, было дано соревнованию по причине того, что в организации первого соревнования SAE не участвовало. Как следствие использовать название FSAE было невозможно. В 1998-ом году было всего 6 команд, сейчас до 102 команд в 1-ом классе (готовый автомобиль 1-ого года) и до 22 команд во 2-ом классе (модернизированный автомобиль 2-ого года). При этом абсолютно все классы: и автомобили с ДВС, и электромобили, и гибридные автомобили, выступают в общем зачете и соревнуются все вместе!

Соревнования проходят на всемирно известной и, не побоюсь этого слова, легендарной трассе - Silverstone Circuit!

Имена судей приезжающих на этап внушают уважение. Чего только стоит тот факт, что "покровителем соревнований" является Росс Браун!


Росс Браун, Ross Brown, родился в 1954 г.

Инженер и конструктор Формулы-1, технический директор команд Benetton, Ferrari, Honda. С 2009 года — руководитель команды Brawn GP, ныне Mercedes GP.

Его болиды 8 раз выигрывали Кубок Конструкторов Формулы-1 (1 — Benetton, 6 — Ferrari, 1 — Brawn GP), 7 раз приводили к чемпионскому титулу Михаэля Шумахера и ещё один раз Дженсона Баттона.

Именно он придумал использовать так называемый выдувной диффузор, который и привел его небольшую команду Brown GP к Кубку Конструкторов, переиграв гигантов Ferrari, McLaren и других.


 

7. Formula Student Germany

А вот это и второй из наиболее крупных этапов соревнований. Проходит на всемирно известной трассе Хоккенхаймринг (Hockenheimring).

Этап впервые прошел в 2006 году. В 2012 году в нем приняло участие 108 команд (из них 77 команд Formula Student и 31 команда Formula Electric). На этом этапе официальной серии конкуренция высока как нигде! А Организаторы всегда радуют  и удивляют масштабами проведения, с которыми может поспорить только Formula Student UK и Formula SAE Michigan. Стоит сказать, что именно на этом соревновании в 2010-ом году впервые был принят класс Formula Electric! По сути до этого момента такого класса и не существовало. А по количеству участвующих студентов-членов команд ему практически не бывает равных - на соревнования приезжают до 3000 тысяч человек.

8. Student Formula SAE Japan

Первые соревнования в Японии прошли в 2003 году. Команды из Японии не часто выезжают на другие мероприятия (в основном в Австралию), но тем не менее их отличает весьма высокий уровень.

В 2012-ом году на соревнования в Японию приехало 82 команды! Данный этап никак нельзя назвать небольшим. Его даже и средним по размерам трудно назвать - он один из наиболее крупных.

Другие соревнования вне официальной серии

В 2012-ом году были проведены еще и неофициальные соревнования, не включенные в официальную серию FSAE. Это были соревнования:

1. Formula Student Austria (42 участника: Formula Student и Formula Electric).

2. Formula Student Hungary (41 команды Formula Student и Formula Electric).

3. Formula Student Spain (16 команд).

4. Formula Student China (48 команд Formula Student из которых большинство - китайские).

5. Baltic Open (22 команды при 28-ми участвующих командах. Одна из особенностей этого этапа - его организует команда, выигравшая его в прошлом году и проводит в своем родном городе. На этапе присутствуют только динамические дисциплины, допускаются автомобили любого года и старые участники).

6. Formula Student Czech Republic (35 команд, из них 15 с электродвигателями)

Другие проекты серии CDS 

Другими проектами являются Formula Hybrid, Formula Electric. Конечно серия CDS не ограничивается только ними, есть и еще проекты, но эти три особенно близки.

                Formula Hybrid появилась в 2006 году, а в 2007 прошли первые соревнования. Соревнования прошли под покровительством SAE, но инициаторами выступил колледж Дартмута (Dartmouth College). Место проведения мероприятия - трасса New Hampshire International Speedway. Проект развивался достаточно быстро и в 2012 году на соревнования зарегистрировалось 36 команд. Гибридные болиды так же принимают на соревновании Formula Student в Англии, где они соревнуются в одном зачете с другими классами.

                Formula Electric - самый молодой класс, первые соревнования по которому прошли в 2010-ом году в Германии. Но уже на те соревнования приехало 30 команд! И сейчас этот класс вырос лавинообразно, заполонив собой все Европу. Электромобили участвуют в соревнованиях в Германии, Англии, Австрии, Венгрии, Италии. В 2012-ом году количество команд строящих электромобили превысило  отметку в 6-ть десятков! В 2013-ом году этот класс официально включен в серию FSAE. Регламент на электромобили теперь выпускается совместно с регламентом на "классическую" формулу. Что вполне вероятно вызовет еще более лавинообразный рост количество команд Formula Electric за счет включения в этот поток американских команд.

В серии проектов FSAE (подразумеваем Formula SAE/Formula Student, Formula Electric, Formula Hybrid) участвует множество университетов по всему миру, и совершенно не обязательно, что это университеты, связанные с автомобильной промышленностью. Тут и естественнонаучные, и авиационные, и машиностроительные специальности. Проект поддерживают такие гиганты, как BOSCH, VW, AUDI, BMW, Mahle, Brunel, DEKRA, Continental, Eaton, GKN, SolidWorks и многие другие. Стоит отметить, что у некоторых компаний производящих отдельные узлы для автомобилей есть и модели, разработанные специально для болидов класса Формула SAE, и многие предоставляют скидки для студенческих команд.


Москва 2017 год